Нейропсихиатрия чаще всего рассматривается как гибридная дисциплина, лежащая на границе между психиатрией и неврологией. Однако , существует много споров о ее настоящей и будущей идентичности и статусе дисциплины. С нашей точки зрения, нейропсихиатрия представляет собой одну специальность , требующую специального образования и знания нейробиологии, акцент здесь ставится на уникальных нейропсихиатрических методах диагностики, лечения и реабилитации лечения, и смелое использование новых достижений клинической нейробиологии. Таким образом, с исторической точки зрения будущее нейропсихиатрии находится в контексте последних достижений клинической нейробиологии .
Дискуссии о роли и будущем нейропсихиатрии как медицинской специальности (дисциплины) были общей темой редакционных комментариев и научных дискуссий в последнее десятилетие (Coffey et al ., 2004; Hurwitz, 2004; Sachdev, 2005; Nierenberg, 2009; Mendez and Manes, 2011 и др.). Определение, предложенное Международной нейропсихиатрической ассоциацией, вероятно, лишь отчасти отражает ее суть (Sachdev, 2005). Важно отметить, что нейропсихиатрия отвергает дуализм "разума и мозга", предпочитая вместо этого интегративный подход к нейропсихиатрическим расстройствам, но все же "психические расстройства" часто не могут быть сведены к "изменениям в нейронах".
На наш взгляд , обучение нейропсихиатрии требует навыков неврологии , психиатрии, нейробиологии и некоторых других специальностей, особенно, нейрохирургии, иммунологии, эндокринологии, а в широк смысле и психосоматической медицины. Конечно, для нейропсихиатра необходимо и знание клинической психологии , особенно , нейропсихологии и психотерапии.
Концептуальные основы нейропсихиатрии были особенно уязвимы к социально-политическим условиям своего времени. Вероятно, время рождения этой дисциплины - XVII век , а период расцвета - XIX век. В годы Второй Мировой войны "психоневрологи" по сути отражали реальную потребность объединения психиатрии и неврологии С последней четверти XX века центробежные тендеции стали сменяться центростремительными , и сегодня мы являемся свидетелями ренессанса нейропсихиатрии, который во многом индуцирован достижениями нейробиологии , и в меньшей степени - нейропсихологии. По словам Sоchdev P, Morgan A. ( 2013) . (2013) "можно утверждать, что подобная хамелеону необходимость трансорфмироваться , сдвигать и адаптировать свои территориальные границы и сохранить идентичность продолжает влиять на попытки стандартизации нейропсихиатрии на международном уровне". Основное стремление адептов "новой" нейропсихиатрии заключается в том, чтобы связать психопатологию с очевидным дефицитом мозга, что в значительной степени зависит от технологии, доступной для «визуализации» мозга и изменений в функционировании мозга in vivo. С этой точки зрения неизбежно, что психоневрологические препараты будут развиваться по мере развития биотехнологий.
В последние два десятилетия мы наблюдаем нашествие технологий нейровизуализации, в частности различных методов магнитно-резонансной томографии (МРТ), включая диффузионное тензорное изображение и позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), но сейчас акцент смещается на «омики» с быстрым прогрессом в геномике, протеомике, метаболомике, липидомике, эпигеномике, транскриптомике и нейрономике, и это только некоторые из них (Filiou and Turck, 2011). Нейрофизиология , на наш взгля, явно отстает от нейроанатомии и нейрохимии.
Отношение нейропсихиатрии к «родительским» дисциплинам ( или возвращения к своим истокам) : психиатрии и неврологии требует отдельного рассмотрения. Как уже говорилось ранее (Sachdev, 2005), рассматривать нейропсихиатрию как амальгаму этих двух, возможно, более устоявшихся дисциплин слишком упрощенно. В то же время во второй половине ХХ века мы могли видеть своего рода "распад" психиатрии , на наркологию, сексологию, психотерапию и появление гибридных , до конца непризнанных специальностей : психоэндокринологии , психоиммунологии , а раньше и психосоматики. В течение последних двух десятилетий нейропсихиатрия явно пыталась рефлексивно позиционировала себя на границе между неврологией и психиатрией, однако , не могла удержаться в такой позиции. Оглядываясь назад, следует признать , что этот шаг был ошибочным, поскольку «граница» постоянно меняется , а группа F.O0-F.09 ( МКБ-10) то расширяется, то , напротив , сокращается клиницистами и по сути стала одной из наиболее часто используемых в современной "большой психиатрии".
Нейропсихиатры XXI века призывают к интеграции неврологии, психиатрии , нейробиологии нейропсихологии , обеспечивая новый фон для дебатов о будущем нейропсихиатрии (Martin, 2002). «Биологизация» психиатрии неизбежна. С другой стороны, неврологи сталкиваются с «более мягким» взглядом на мозг, в котором он рассматривается как пластичный орган, сформированный окружающей средой и постоянно изменяющийся и адаптирующийся к окружающейся действительности. Мембраны вокруг нейропсихиатрической "клетки" должны быть проницаемыми, что позволило бы двунаправленно распространять идеи, информацию, философию , быстреее адаптировать методы диагностики и лечения.
В последние 10 лет вновь возник интерес к предполагаемой роли аутоиммунных и гормональных расстройств в патогенезе нейропсихиатрических симптомов и синдромов. Описание энцефалита, связанного с аутоантителами к рецептору NMDA (Tüzün and Dalmau, 2007 ), в свете растущих доказательств роли гипофункции рецептора NMDA при шизофрении (Labrie and Roder, 2010) привлекло внимание исследователей, психиатрическое сообщество к связи между психозом и расстройствами иммунной системы, при этом аутоиммунный скрининг стал предлагаться для больных с первым эпизодом психоза (Lennox et al ., 2012). Квалифицированный нейропсихиатр , обладающий знаниями в области нейроанатомии, нейрофизиологии и нейропсихологии, мог бы оказать адекватную медицинскую помощь таким пациентам. Выявление постоянного дефицита исполнительного функционирования у некоторых из этих пациентов привело к предположениям о вовлечении фронтально-подкорковых нейронных сетей в патогенез психоза. Все это говорит о необходимости включения иммунологии , да и эндокринологии в "семью" нейропсихиатрии. И , действительно , мы часто видим подтверждение того, что нервная , иммунная и эндокринная система на самом деле представляют одно целое, а клетки этих систем способны трансформироваться и приближаться по своим функциям в сторону той или иной системы. Более того, мы наблюдаем, что психические расстройства можно лечить нейротропными , иммунотропными и эндокринными препаратами и, напротив, психотропные лекарственные средства активно влияют на нервную , иммунную и эндокринную системы. Касаясь эндокринологии , попутно отметим, что нейостероиды в перспективе могут легко заменить транквилизаторы , скорее всего, без каких-либо проявлений зависимости.
В качестве другого примера, можно привести лечениек синдрома Жиль де Ла Туретта, котрое требует знакомства с двигательными расстройствами, а также с обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом дефицита внимания, поведенческим расстройством, расстройствами настроения, специфическими нарушениями развития и расстройством сна, а также навыков фармакотерапии, когнитивно - бихевиоральной терапии, семейной терапии, генетического консультирования и интегративной реабилитации.
Нельзя рассматривать нейропсихиатрию, как ремесло - простую сумму знаний невролога, психиатра , нейропсихолога , она по сути не эклектична , а интегративна , реализуясь в нестандартных ( не по устаревшим протоколам ) методах диагностики и терапии. Нейропсихиатрия особенно четко проявляет себя в периоды развития и старения , что отражается , например, в синдроме дефицита внимания и гиперактивности или в деменции. Нейропсихиатр имеет все возможности для того, чтобы использовать различные навыки для эффективного лечения этих расстройств.
Будущее и безопасность той или иной дисциплины и , в частности, нейропсихиатрии заключается в ее способности привлекать и удерживать своих адептов : мотивированных, любознательных и преданных учеников. Здесь невозможно , любить по указанию сверху , и сложно отстаивать свои права - пытаясь избавиться от уз простого врача, ограниченных стандартами сертификационных циклов . Полагаю, что выход в балансе , в промежуточном положении активистов нейропсихиатрии ( руководителей отделов и лабораторий , заведующих отделений и инициаторов междисциплинарных курсов обучения). Нейропсихиатрия требует разработки собственной программы обучения и предоставления высококачественного обучения для ее новых сторонников. Большинство нейропсихиатров в нашей стране, да и во всем мире самостоятельно обучаются, но эта ситуация не может привести к безопасному профессиональному статусу в будущем. Следовательно, нейропсихиатрия должна стимулировать разработку новых программ обучения. Складывается впечатление , что в этом нам помогут и нейробиологи, с которыми гораздо проще сотрудничать, чем с организаторами здравоохранения. Несомненно, что требования и возможности обучения имеют региональные различия и зависят от капризов местной власти и инфраструктуры финансирования. Однако, во всех случаях , учебная программа должна иметь четко определенные цели в отношении базы знаний и навыков, а также отношения к профессии. Одним из вариантов такой программы является такая, которая включает в себя основные компетенции, а также навыки и знания, относящиеся к конкретным расстройствам, таким как нейрокогнитивные расстройства, судорожные расстройства, двигательные расстройства, черепно-мозговая травма, вторичные психические расстройства, расстройства, вызванные психоактивными веществами, расстройства внимания, расстройства развития и старения и расстройства сна. Кроме того, это относится и к нейропсихиатрической реабилитации и судебной нейропсихиатрии.
К сожалению, нейропсихиатрия в нашей стране практически слабо развита. В то время , как Объединенный совет по неврологическим специальностям (UCNS) в Соединенных Штатах Америки уже осуществляет надзор за аккредитацией 19 программ стипендий по поведенческой неврологии и нейропсихиатрии, сертифицирующих дипломированных специалистов по поведенческой неврологии и нейропсихиатрии (BN и NP) по завершении установленной учебной программы и сертификационного экзамена. UCNS была зарегистрирована еще в марте 2003 года. Ситуация остается менее хорошей в других частях мира, где обучение нейропсихиатрии может в значительной степени зависеть от власти и способности принятия модифицированных версий существующих учебных программ. В индийском контексте обучение нейропсихиатрии происходит по аналогичной модели: более крупные центры, связанные с университетами, предлагают более структурированное обучение, в то время как другие - более эклектичное сочетание часто путем перекрестного размещения аспирантов в области неврологии и психиатрии в течение ограниченных периодов времени. Более тонкие детали обучения и решений относительно необходимых уровней навыков в нейровизуализации, клинической нейрофизиологии и нейропсихологической экспертизе недостаточно прояснены.
Первоисточник: https://minutkoclinic.com/blog-doktora-minutko/neyropsihiatriya-variacii-po-motivam-stati-sochdev-p-morgan-2013